сольБаскунчак-бессточное соленое озеро на севере Астраханской области (Ахтубинский район). В настоящее время не существует единого мнения о происхождении названия озера. В «Делах Тайного Приказа» (1674 г.) озеро именуется «Баскунчакским соленым озером». Некоторые исследователи объясняют данное название от ног. баш — «голова», кунча — «собака», т.е. озеро «Собачья голова». Согласно другому мнению название озера происходит от тюрк. бас — «голова», в значении — «главный» и конак — «станция, стоянка», т.о. исходная форма топонима — «басконак» — «главная стоянка», что соответствует значению озера в прошлом, как одного из главных источников добычи соли. В то же время существует предположение о том, что современная форма названия озера это искажение монг.-тюрк. — «Ускончак». Именно так оно называется в памятнике русской географии и картографии XVII в. «Книге Большому чертежу». Данное наименование имеет монг.-тюрк. происхождение и означает — «Солнечное озеро», от монг. ус — «вода, озеро» и тюрк. кун, кон — «солнце». Калмыцкое название озера «Богдын хара нур» — «Черное озеро святого».
Стихийные разработки соли в озере Баскунчак велись начиная со скифов, в VII-IX веках ее ломали хазары, в X-XII веках — половцы, с XIII века соль ломают татары. После покорения Астрахани Иваном Грозным и присоединения края к Московскому государству начинается промышленная разработка астраханских соляных месторождений, открывающая перспективную страницу в истории баскунчакской соледобычи.
Исследователь соледобычи В. Таркема писал: «Хотя ещё в XVI в. русские появились на горе Чапчачи (север Харабалинского р-на) и добывали каменную соль, но на это можно смотреть лишь как на неудобный опыт, вскоре оставленный: даже на озерах Эльтонском и Баскунчакском русские промышленники утвердились после 1665 г., когда кочевавшие в той степи калмыки приняли подданство России. Последним, впрочем, не мешало продолжать свои набеги и разорять возникшие на промыслах селения. Соль приходилось добывать под охраной ратных людей».
Соляное дело в России долгое время было государственным. Поступления от продажи соли даже в 50-х гг. XVIII в. составляли 14% государственного бюджета, поэтому правительство всегда очень внимательно относилось к заявлению частных лиц о новых месторождениях соли. Так получив (в правление царя Алексея Михайловича) от симбирского воеводы Дашкова сообщение о соленом Баскунчакском озере под Черным Яром (современный Ахтубинский район) со слов какого-то Якушки Щербака, из приказа предписывали воеводе «послать из Симбирска с известчиком кого пригоже для осмотру и описи» названного озера и для взятия образцов соли.
Добыча на Баскунчакском озере началась казной в 1747 г. Для охраны промысла построили небольшую крепость «Кордон» с гарнизоном в 50 рядовых и 2 офицера, 40 казаков, половиной артиллерийской роты с пушками и снарядами. По берегу озера были устроены наблюдательные будки Южная, Средняя, Северная, Хараусунская, где постоянно несли дозорную службу казаки. Такая внушительная защита промысла должна была охранять промысел от набегов кочевников и свидетельствовала о долгосрочных планах правительства. Но уже через 7 лет после начала государственной разработки соли, она была прекращена под предлогом дороговизны. Действительной причиной, однако, было стремление усилить параллельно разрабатываемый Эльтонский солепромысел, на который делались большие затраты. Разработку на Баскунчаке возобновили с 1785 по 1808 гг., и лишь с отменой крепостного права и передачей солеразработок в частные руки выяснилась ошибочность протекции Эльтона. Баскунчакская соль оказалась по химическому составу намного качественней эльтонской, берега озера менее болотистыми, а дорога до ближайшей волжской пристани в 2 раза короче. Без титанических усилий и жестокостей, а руководствуясь только частным интересом, быстрое развитие Баскунчакского солепромысла всего за несколько лет вынудило прекратить промышленные солеразработки на Эльтоне (1863) и сделало Баскунчак главным поставщиком соли на внутренний рынок России.

Комментарии запрещены.

Реклама