сольБез соли наша жизнь стала бы пресной и унылой, а в отсутствии квашеной капусты, соленых анекдотов и морских купаний вообще потеряла бы всякий смысл. Древние наши предки соли отводили уникальное место. На царских пирах знатных гостей сажали выше серебряной ладьи-солонки, а менее именитых — ниже.
Исторический ход времени превратил белоснежное мерило знатности в индикатор здоровья. Всем известно, что умеренность в соленом нашему организму на пользу. Большинство, однако, не задумывается о содержимом домашних солонок. Ведь и соль соли — рознь.
Йодирование поваренной соли — самый простой способ избавления от йодного дефицита. Йод входит в состав гормона щитовидной железы, но наш организм его не вырабатывает. Бурое вещество содержится в почве и воде, откуда оно поступает в организм с рыбой, грецкими орехами, красной свеклой и оранжевыми фруктами. Недостаток пятьдесят третьего элемента системы Менделеева в организме грозит зобной эндемией, другими словами — обезображенной шеей.
Эстетические проявления йододефицита не так страшны, как непоправимые последствия для здоровья. Взрослых настигают опухоли щитовидки, репродуктивные расстройства, детей калечит снижение интеллекта, задержка физического и умственного развития. Все эти беды миновали бы жителей эндемичных территорий, будь на их столах особая йодированная соль. Территория беды из-за плохой экологии с каждым годом расширяется. Не говоря уже о Чернобыле, внесшем трагические «коррективы» в йодную проблему.
Медики утверждают, что к эндемическим зонам уже относятся Северный Кавказ, Крайний Север, Урал, Сибирь, Алтай, Среднее Поволжье, Нечерноземье, Чувашия, Мари Эл. Даже Москва и Подмосковье, никогда прежде не вызывавшие тревоги эндокринологов, находятся в этом списке. По данным российского Минздрава, частота эндемического зоба у детей в регионах Центральной России и Западной Сибири составляет от 20 до 60 процентов, а потребление йода с пищей и водой снижено против нормы в 2-3 раза. Масштабность проблемы требует государственного подхода — решений правительства и поодержки местных властей.
Каждый день из ворот Мозырского солевыварочного комбината выходит «соленый» железнодорожный состав. Поезда с йодированной солью идут прямиком в Болгарию, Венгрию, Македонию и Прибалтику. В этих странах, озабоченных здоровьем своих граждан, приняты законы о применении йодированной соли, ввоз другой запрещен. Столовая соль йодируется полностью в Македонии, Камеруне, Бутане. Высокий процент йодирования в Кении, Панаме, Нигерии, Сальвадоре, Ираке. А где же Россия, Беларусь, Украина? В России йодирование отсутствует полностью, на Украине обогащаются йодом жалкие четыре процента всей соли, и только Мозырский солькомбинат орошает йодом 37 процентов поваренной соли для родной Беларуси.
Мозырский солевыварочный комбинат выпускает соль самого высокого класса экстра «Полесье», награжденную международной золотой звездой «За превосходство в общем имидже и качестве».
Поднятый с глубины 1200-1300 метров насыщенный рассол подается в цеха, где очищается, кристаллизуется и сушится, превращаясь в прекрасную белоснежную соль.
Дальше по заказу покупателей она может йодироваться, фторироваться или выпускаться в смешанном — йодированно-фторированном виде.
Когда я платила в супермаркете за французскую йодированную соль шесть с половиной тысяч, я и знать не знала, что есть на свете белорусская соль «Полесье», которая в несколько раз дешевле купленной в дальнем зарубежье и всего на пять процентов дороже обычной.
К сожалению, не знают об этом и миллионы россиян, живущих в эндемически опасных районах, как, возможно, не чувствуют они пока надвигающейся на них беды.
Директор Мозырского солькомбината Николай Новиков считает, что наиболее эффективно йодировать именно выварочную соль типа «экстра». Йод — летучее вещество и наиболее быстро испаряется из каменной соли, где влаги значительно больше, чем в «экстре». В Мозыре разработана новая технология йодирования, позволяющая удерживать йод значительное время. Так, эксперименты показали, что в соли «Полесье» йод удерживается до двух лет.
Шесть лет комбинат выпускает необходимую больным соотечественникам йодированную соль. Чудовищно, что она почти целиком уходит за границу. А ведь технические возможности предприятия позволяют устранить йододефицит ста миллионов человек! Это шесть тысяч вагонов, которые могли бы образовать состав длиной 150 километров!
Хочется верить, что «соленая цепочка» вагонов наконец протянется из Мозыря к задыхающимся без йода российским, украинским, белорусским просторам, а местные органы власти и здравоохранения возьмут на заметку контактные телефоны.

Комментарии запрещены.

Реклама