С приходом Советской власти и национализацией в апреле 1918 г. Баскунчакских промыслов и солемельниц начинается активное внедрение механизации. По личному распоряжению В.И.Ленина в мае 1918 г. на солепромысел пребывает экскаватор американской фирмы «Марион», в 1921 г. экскаватор фирмы «Брюс-Айрус» для разработки соляных бугров и загрузки соли в вагоны, а с июня 1923 года на добыче соли в озере работает многоковшовый экскаватор «Любек» с плавучей дробильно-сортировочной станцией.
Но, пожалуй, главным событием в истории развития механизации на Баскунчаке стало строительство по чертежам инженера Ю.А.Макарова и ввод в эксплуатацию принципиально новой в горном деле машины — солесоса, ставшего прототипом современного солекомбайна — уникального орудия добычи соли в настоящее время. К 1934 г. на озере работают уже три солесоса, ручная добыча соли полностью ликвидируется. К 1940 году добыча соли достигает 1,5 миллиона тонн в сезон, что составляет около 30% всей добываемой в стране соли.
С началом Великой Отечественной войны мирная созидательная жизнь поселка соляников была прервана. В первые дни войны около 1200 мужчин, составляющих основную рабочую силу солепромысла, ушли на фронт. На производстве их заменили женщины и дети. Воюющая страна остро нуждалась в соли, поскольку немцами был захвачен Артемовский солерудник — мощнейшее соляное предприятие, оккупированы Славянский солезавод и Крымские промыслы. Баскунчак оставался, по сути, единственным работающим солепромыслом в стране. Понимая это, баскунчакские соляники ни на один день не прекращали отгрузки соли с озера, не смотря на ожесточенные бомбежки немецкой авиацией узловой железнодорожной станции Верхний Баскунчак. Во время войны на территории поселка располагался военный госпиталь, а в 1943 году был открыт детский дом для детей-сирот, чьи родители погибли на фронте. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом вблизи озера был развернут трудовой лагерь для немецких военнопленных, который просуществовал вплоть до 1948 года.